?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
chervonec_001

Как быстро очнётся Boeing 737 MAX?

Boeing объявил, что планирует выпустить обновленное программное обеспечение для систем, применяемых в ее самолетах Boeing 737 MAX, в течение 7–10 дней



Очень интересная новость с учётом того, что исправить врождённые проблемы авиалайнера американцы пробуют  обыкновенной "перепрошивкой" программного обеспечения (ПО). Программу изменить за десять дней - не проблема. Но!!!!! Доказать надо, что новая система заработает и Боинги перестанут падать. А это дело не 7-10 дней.


  • Представляю вопрос пассажира стюардессе при посадке в самолет:

  • - А ваш Боинг с новой или старой прошивкой?


Любое изменение в конструкции или ПО самолёта, влияющие на безопасность полётов, должно быть подтверждено испытаниями и сертифицировано. Сначала в сертификационном центре страны, потом в международном. Это не один и не два месяца. А переобучение пилотов?


Некоторые сейчас спросят: "А зачем же пилотов переобучать? Лайнер ведь тот же?"
На первый взгляд может показаться, что вы правы. Но!

Boeing в своё время поэтому и не стал разрабатывать с нуля новый авиалайнер, т.к. стояла задача побыстрее откусить рынок у Airbus. На разработку нового воздушного корабля пришлось бы затрать минимум лет 10. Опять таки время на сертификацию, плюс обязательное переобучение пилотов. А это потери рынков, прибылей. А так вроде очередная модификация, где подложили старые сертификаты, дали пилотам читануть пару новых параграфов в талмудах и всё чики-пуки.

Но так было только в прожектах разработчиков корпорации Boeing. В реальности лайнер приобрёл врождённую и неизлечимую болезнь.

В имеющийся планер оказалось невозможным вставить новый движок и при этом сохранить статическую устойчивость. Поменялась вся центровка планера. На некоторых штатных режимах Макс оказался статически неустойчив. "Штатных режимов" - это ключевые слова. В таких режимах Макс 8 стал склонен к выходу на большие углы атаки и последующему сваливанию.

На статически устойчивом самолете (см. верхний рисунок) балансировочный угол стабилизатора отрицательный, то есть в полёте стабилизатор всё время создает направленную вниз силу, уменьшающую суммарную подъемную силу планера, что приходится компенсировать большей площадью крыла, что тянет за собой увеличение веса конструкции, больший расход топлива и т.д.

На статически неустойчивом всё наоборот, стабилизатор создает подъемную силу, то есть можно уменьшить площадь крыла, сократить массу планера, расход горючего, а это уже прямая экономия.


Да, есть вполне успешно летающие самолёты, которые вообще во всех штатных режимах неустойчивы. Более того, неустойчивы настолько, что без электроники в принципе летать не могут, даже самый опытный летчик не справится. Но - летают.

Но это боевая авиация, где и пилотов обучают исходя именно из таких свойств и режимов полёта самолёта. А тут пассажирский лайнер!

И тут сам по себе вопрос - кто и почему для пассажирского самолёта это допустил? Пассажиров возить на статически неустойчивых самолетах это конечно перебор. Однако это ещё цветочки. Ягодки в другом - в статически неустойчивом самолёте датчики НЕ РЕЗЕРВИРОВАЛИСЬ!!!

Чтобы задёшево решить задачу разработчики Boeing просто написали специальное ПО из-за чрезмерного задирания носа, что бы оно контролировало этот момент и само предпринимало действия по выходу из такой ситуации. При этом ПО никогда не отключается и когда выходит из строя датчик(и), которые опрашиваются этим ПО, то кирдык самолету.

В итоге "автомобиль марки Boeing" на хайвее пытается ехать куда ему хочется, а когда вы пытаетесь это дело вырулить напрямую, он вам не дает. при этом в инструкции об подобной фиче ничего не написано. А чтобы отключить бортовой компьютер и рулить самому, надо сделать реальный прыжок с подвыподвертом, так как это тоже непросто.

А если при этом (извините за плоский юмор) вдруг в полёте загорится :
"Система устанавливает обновления (5%)
Не выключайте компьютер!"...

Что тогда делать?

Спрашивается, чтобы подобного не происходило, кто мешал Боингу задублировать, затроить датчики? Кто мешал Боингу написать, отладить, оттесьировать без спешки нормальные алгоритмы управления? Кто мешал Боингу учить пилотов действовать в ситуации выхода на "неустойчивый" режим? Макс8 все же не Су-35 или B2 - никакого технологического запределья нет.

Похоже инженеры Boeing утеряли те грани, когда существует ответственность за свои действия, а когда возможность черпать прибыли.

Чем всё закончится?

Boeing поскорее постарается залатать "дыры" с большего и запустить лайнер снова в полёт. Только будет ли вопрос решён качественно? Если тяп-ляп за месяц, то сомневаюсь.

Каждый опытный программист знает, что любое обновленное ПО по числу ошибок может превзойти старую версию, каждое исправление ошибки может быть источником или причиной новых ошибок и т.д. Очевидно, что исправления вносить надо, но это не делается быстро, тем более в такой области, как управление самолётом.

Для тестирования должны загрузить самолёт своим высшим руководством и разработчиками ПО и как можно чаще взлетать, садиться, набирать высоту, создавать ситуации... ни в какую другую сертификацию я не поверю!

А вот если за год, вдумчиво отработают систему, пилоты пройдут необходимую подготовку управления этим самолётом без участия компьютера, тогда в Boeing возможно и смогут обеспечить неповторение случившихся катастроф. Но факт в том, что даже сегодня этот авиалайнер находится на сырой стадии бета-тестирования. Так может сделали бы тогда скидки на цену билетов для сотен тысяч, а то и миллионов бета-тестеров???


Метки:

Последние записи в журнале


Buy for 250 tokens
На третье лето я могла с уверенностью сказать, что мой сад - настоящее произведение искусства. Это какая-то японская поэзия, умноженная на хийумасскую жизнерадостность. Моя садовница Рина опровергла представления, что шедевр может создать только человек образованный. У Рины…

Бедолага, а ведь на ео месте мог бы быть "Антонов"

Антонов никогда не был бы на его месте. Это только "исключительным" дозволено грести деньги вне очереди, попутно испытывая свои агрегаты на людях, как на подопытных кроликах. Боингуи разрешат запустить в воздух и посадить людей даже на снеговую лопату, подложив старые сертификаты. Все остальные обязаны пройти долгий и мучительный путь сертификации.

Странно, что ещё не помянули тему, что софт для Боинга в том числе пишет контора Люксофт - а это филиалы в России и Украине. Но ещё и индусы... Кто виноват...)))

(Удалённый комментарий)
Европа не пустит боинг. Имхо. Дримлайнер убил А380.
Это война.

Быстро очнётся Ни одна мировая лётная компания не имеет на замену евробасом столько денег)).

Опасаюсь, что сейчас упадут самолеты производства другой компании... По неустановленным причинам...

статически неустойчивые самолеты считаю вполне допустимыми т.к. СУУУ имеет многократное резервирование.
неустойчивость это всеобщая тенденция, позволяющая снизить загрязнения, снизить шумы, уменьшить расходы и в конечном счете сделать билеты доступней.
и было бы неплохо дождаться результатов расследования
зы: на фото B787-8 LN-LNB

Нахрен вообще куда-то летать при наличии интернета. Врубил на всю стену экран с морскими волнами, вентилятор с морской отдушкой. И нет назойливых попрошаек и воров, не надо снимать обувь при досмотре и что-то объяснять таможне:)

Ну да, нам уже в кино показывали. Правда именно в этом ГГ куда-то всё же попёрся приключений искать...


Лет 10 назад эта картинка была довольно смешной...


это было особенно актуально на ранних Ту-204,214, где операционная система могла элементарно зависнуть в полёте. Кто знал эту фишку, были в шоке и естественно старались избегать полётов на "сырых" самолётах.

Не везёт что то Боингу с новыми самолётами. первые 787-ые были с пожароопасными аккумуляторами, в 737-ом макс начудили с софтом. Но исправят быстро, максимум месяц. И ни один и Максов в полёт не поднимется нигде в мире, пока не обновят прошивку.
Удар по имиджу конечно будет, но как то к Боингу они не прилипают, слишком большой автортет и влияние в мире авиации.

Дык, 15 миллиардов долларов госсубсидий в год - тут по любому Невидимая Рука Рынка поможет.
(если что - это примерно по 30 миллионов на каждый пассажирский самолёт)

"А ведь ты, сцуко, нарывался на второй фронт". Россияне мудохают путина за батькофобию )).

Капитализм.
Прибыль превыше всего. Люди ничто деньги всё.

Или человечество прикончит капитализм или капитализм прикончит человечество.

У этого Боинга нет врожденных проблем. Есть именно проблемы с ПО. А статически неустойчивы сейчас практически все самолеты, включая пассажирские.
Сейчас Боинг поправит ошибку и никаких проблем.

А у раши как не было углепластика для крыльев МС-21, так и не будет.

Тебе промолчать и не спизднуть очередную чушь как серпом по яйцам.

быстро очухается, да так, что и не заметим

французы прогнутся вторыми)). Слушаю Патрисию Каас и вспоминаю Далиду).

Кто успел загадать желание? 24 место с 24 комментариями.

С белорусами надо ласково. Бабич -хороший человек, но слишком напористый)).

Суть нации - обиды не забывают, но и не копят. Маркёр на сабже ставят для ориентации в этом сложном мире)).