В утечках из штаба ВСУ обращает на себя внимание один крайне любопытный документ. В нём ныне уже ставший при загадочных обстоятельствах покойным начальник управления специального резерва главного управления разведки министерства обороны полковник Максим Шаповал докладывает своему шефу – начальнику главного управления разведки министерства обороны Украины генерал-майору Василию Бурбо – о давно сложившейся и хорошо отлаженной системе извлечения доходов командирами артиллерийских бригад по всей линии боевого соприкосновения в Донбассе.
Суть «бизнеса» состоит в том, чтобы с минимальным уроном для «противника» – народной милиции ДНР и ЛНР, и стараясь не вызывать ответного огня, регулярно вести обстрел противостоящей стороны артиллерийскими боеприпасами от 122 мм и выше. Не с какими-то серьёзными военными целями, а просто для получения стреляных латунных гильз. Для их последующей сдачи на металлолом. Основное орудие – гаубица Д-30 кал.122 мм, либо САУ 2С1 «Гвоздика», либо уж и вовсе раритетные экземпляры типа Д-20.
Выглядит всё это так: как правило, используются батареи неполного состава, из четырёх орудий Д-30, либо САУ 2С1 «Гвоздика». Для гарантированного исключения случайных попаданий, но в то же время чтобы снаряды не ложились явно «в поле», производится пристрелка – минимум два выстрела. Один – реперный, для вычисления метеорологических поправок и непосредственно пристрелочный. Далее следует три-четыре беглых залпа из четырёх орудий.
Один подобный цикл приносит минимум 14 стреляных латунных гильз, каждая их которых весит 8.3 кг. Общий вес добытого таким образом «металлолома латуни» даёт 116,2 кг ценного металла, а в переводе на российские рубли 116.2*170 = 19754 р. Таким образом, за один цикл «добычи» (а в день их может быть несколько) одна батарея приносит прибыли на 352 $.
Суммарно за сутки в среднем на всех секторах по линии боевого соприкосновения происходит от 150-250 выстрелов ствольной артиллерии. Что и приносит, как минимум, от 3256 до 5420 долларов США. Половина отсылается, естественно, в генеральный штаб ВСУ, а вторая половина оседает в карманах командиров. Не трудно подсчитать, что усреднённый годовой доход «латунного прииска» составляет примерно 1 840 000 долларов. Очень неплохое подспорье к «скромной» штабной зарплате и регулярная весомая «шабашка» для командиров.
Практически сразу после этого рапорта Максим Шаповал был взорван в Киеве в своём автомобиле – что, естественно, списали на «российских террористов».
По имеющейся информации, размеры хищений и коррупции в ВСУ имеют немыслимые по своей циничности масштабы. Чего стоит только практически полное списание по фиктивным основаниям и дальнейшее расхищение всех ПОВ-57 (армейская печка-«буржуйка», вес 43 кг), доставшихся Украине после вывода советских войск из стран восточной Европы и переданных на хранение украинской армии в количестве порядка пятидесяти тысяч штук. А уже в зиму 2014-15 киевские «волонтёры» клепали «эрзац-печки» на коленках из старых газовых баллонов, поскольку ВСУ просто вымерзали в блиндажах.
Так же есть в общем доступе примеры хищения боевой техники для сдачи её в металлолом. Например, по материалам СБУ был привлечён к уголовной ответственности один из командиров нацгвардии за сдачу в металлолом бронированного автомобиля «КамАЗ»…
Тынц
Приведённые факты – только маленькая составляющая подводной части айсберга с названием АТО. Можно ещё долго перечислять другие, более типичные источники зарабатывания денег в ВСУ: это и торговля оружием и боеприпасами (включая гранатомёты), и многократное списание формы, и фиктивные боевые действия (так как в связи с дырами в военном бюджете оплачиваются только «боевые дни»), и ещё многое другое.
Journal information