Червонец Андрюха (chervonec_001) wrote,
Червонец Андрюха
chervonec_001

Categories:

"Три секунды, которые потрясли мир" с двух ракурсов - кинематографического и исторического

Интересный обзор о фильме «Движение вверх», от моего постоянного читателя Дмитрия Кондрашова

итак...

О фильме
(ссылка в vk)

Сколько себя помню, всегда был равнодушен к баскетболу.

Однако фильм «Движение вверх», снятый по мотивам легендарной истории противостояния сборной СССР и США в финале Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене, заставил меня в корне изменить свое отношение к этой величайшей и самобытной спортивной дисциплине, являющейся для многих профессиональных спортсменов - настоящей философией, а для многомиллионной армии баскетбольных болельщиков - религией. Вопреки последним «кино-шедеврам» современной российской киноиндустрии патриотического характера, таким как: «Легенда № 17», ремейк фильма «Экипаж», «Викинг» и пр. - этот фильм превзошёл все самые смелые ожидания.



«Движение вверх» - действительно, один из немногих на моей памяти, стоящих фильмов российского производства, повествующий о выдающихся страницах советского спорта, становлении отечественной школы баскетбола, настоящей КОМАНДЕ, несгибаемой воле к победе, и главное, о стремлении спортсмена не прославиться самому, а прославить, прежде всего, свою страну, герб которой, выбит золотой нитью на его алой игровой майке.

В основе сюжета, помимо грандиозной баталии двух спортивных супердержав, лежит семейная драма главного тренера сборной СССР по баскетболу Владимира Гаранжина (экранный прототип Владимира Петровича Кондрашина).



Его сын, Шурка – инвалид колясочник, утративший способность ходить, но надежда на его выздоровление есть, нужна операция, которых в союзе на тот момент не делали, только на Западе. Однако свидетельств супруги Кондрашина на этот счет нет (она вообще была против этого фильма).

Впрочем, мнения реальных героев фильма, с которых была писана эта кинолетопись, я приведу ниже, кроме того, еще представлю ряд спортивных фактов и любопытных моментов, касающихся этой эпохальной битвы, а так же событий, ей предшествовавших, как в советском, так и в мировом баскетболе и сопоставлю все имеющиеся эпизоды из жизни с тем, что получилось на экране. Но обо всём по порядку. Итак, сперва, киношная составляющая. Поставить на ноги сына – вот главная жизненная цель тренера Гаранжина, которого, безусловно, здорово (но не безупречно) сыграл Владимир Машков (вообще, надо признать, Машков в своих лучших традициях: «Вор», «Ликвидация», «Родина» и пр. придал картине определённого нерва, эдакой харизмы, драйва и, конечно же, драматизма). Однако в процессе киноэпопеи мы узнаем, что команда в жизни советского специалиста, значит ничуть не меньше, чем его собственная семья, точнее спортивный коллектив и близкие родственники - это и есть одна большая семья тренера Гаранжина.

С первых кадров, картина, в буквальном смысле, захватывает зрителя. Накануне Олимпиады в сборной СССР по баскетболу меняется главный тренер.



Свежеиспеченный наставник Гаранжин зажигает команду сызнова, реанимирует её, посредством внедрения инновационных методов подготовки спортсменов, основанных на своих многолетних наблюдениях и наработках, задает новый вектор развития. Идея фикс - обыграть родоначальников баскетбола американцев, которые ни разу к тому времени, за всю историю выступлений на ОИ не терпели поражения. Авантюрная и казалось невыполнимая задача, учитывая силу и мощь «звездно-полосатых». Плюс ко всему, напряженная политическая обстановка между двумя странами, обусловленная идущей вот уже третье десятилетие холодной войной. Советское спортивно-партийное руководство (Гармаш, Башаров, Смоляков), предсказуемо оказывается в недоумении от амбиций главного тренера, чиня тому разного рода препятствия и страхуясь при каждом шаге, стремясь одновременно держать «руку на пульсе» и в то же время «подстелить себе соломки» на случай фиаско главной команды страны (беспрецедентный досмотр всех членов команды на таможне, наличие информаторов в коллективе, и прочая «культпросветработа» того времени). Но, как говорят в народе, «глаза страшатся, а руки делают».

Кирилл Зайцев в роли атакующего полузащитника сборной СССР, Сергея Белова


Напряженные, интенсивные физические нагрузки чередуются с вдумчивыми тактическими занятиями - метод Гаранжина в действии. И результат не заставил себя ждать, сборная Советского Союза по баскетболу одерживает одну победу за другой. Вначале, мы завоевываем золотые медали чемпионата Европы, в матче за 1 место повержена сборная Югославии, затем, отправляемся в Сан-Паулу (Бразилия) на Межконтинентальный кубок по баскетболу, где в решающем поединке берем верх над хозяевами турнира.

Слева направо:
грузинский актер Иракли Микава в роли атакующего защитника сборной СССР, Зураба Саканделидзе; российский актер Иван Колесников в роли форварда сборной СССР, Александра Белова; грузинский актер Отар Лорткипанидзе в роли атакующего защитника сборной СССР, Михаила Коркия (Мишико)




Таким образом, «красная машина» уверенной поступью идет к главному для себя первенству в истории, где в финале, в одном из самых зрелищных и запоминающихся матчей за всю бытность Олимпийского движения, свергает с трона непобедимых доселе американцев. Отдельная тема это, безусловно, техническая составляющая картины, спецэффекты, атмосферность на экране. «Движение вверх» снят в лучших традициях современных «экшенов». Поделюсь своими собственными эмоциями. Когда до конца финального матча оставались считанные минуты, наши еще вели, но американцы стали стремительно сокращать отставание в счете, камера выхватывает советских болельщиков на трибуне и они бросают до боли знакомый, родной сердцу клич - «шайбу!», «шайбу!», в этот момент мне тоже захотелось вскочить на ноги и скандировать вместе с ними...

Кузьма Сапрыкин в роли разыгрывающего защитника сборной СССР, Ивана Едешко


Ну и наконец, апофеоз фильма (победный бросок Александра Белова на последних секундах финального матча с американцами) авторы попытались передать с помощью технического приема «Mannequin Challenge», это когда в течение 55 секунд в спортивном зале, где проходит финал ОИ СССР-США, словно останавливается время, все вокруг замирают (игроки, тренеры, технический персонал, зрители на трибунах), а камера парит над куполом арены и снимает все происходящее.

Кроме того, позитивной атмосферы фильму добавляет неплохое чувство юмора его создателей. Например, удачно, на мой взгляд, вкраплен в общую канву выдуманный эпизод «дворовой схватки» наших ребят с местными любителями баскетбола из американских подворотен, который случился во время турне сборной СССР по США, в рамках стратегической идеи главного тренера (матчи со студенческими командами для появления опыта личных встреч с родоначальниками баскетбола).

Товарищеский матч с любителями уличного баскетбола в американских трущобах, сзади, по центру в прошлом баскетболист, а ныне актер Александр Ряполов в роли центрового сборной СССР, Алжана Жармухамедова



Также, улыбнула грузинская свадьба, которую по замыслу режиссёра, наши спортсмены посетили в полном составе, чтобы поддержать жениха и по совместительству партнера по команде Михаила Коркия (Мишико), а заодно потренироваться в горах, для сохранения спортивной формы и игрового тонуса.

Грузинская свадьба Мишико


Не обошли стороной и детективную составляющую. Коснулись главной «информационной бомбы» ОИ 1972 года в Мюнхене - захвата заложников в олимпийской деревне, а также несостоявшуюся шпионскую иммиграцию к своим родственникам на Запад, строптивого литовца Модеста Паулаускаса (Модя), который в последний момент одумался и остался верен сборной и её тренеру (очередная режиссерская задумка).

Товарищеский матч со студенческой командой США, в рамках заокеанского турне сборной СССР


И в завершении о драматургии, которая заставила зрителя по-настоящему расчувствоваться. Воочию убедился, не было ни одного человека в зале, кого бы оставили равнодушными искренние слезы благодарности главного тренера, которому игроки сборной отдают свои премиальные, узнав о том, что он тайком от всех пожертвовал все свои личные сбережения (накопленные сыну на операцию) на лечение их смертельно больного товарища по команде. Занавес. Аплодисменты. У большинства, глаза на мокром месте.




Местами сказочка? Возможно. В фильме хватает вымысла и эффектных сцен, которые нынче так почитаемы публикой, да и молодые актеры, порой, откровенно переигрывают. Но это не отменяет главного - картина удалась на славу и это признают многие, в т.ч. участники того суперфинала, которые буд-то помолодели на 45 лет, заново пережив всё происходящее на экране.


Об истории
(ссылка в vk)

А теперь пришло время рассказать о том, что было на самом деле.

В этом году исполняется 46 лет с той знаменательной даты для всего отечественного спорта – золотого олимпийского триумфа сборной Советского Союза по баскетболу над своими визави из Соединенных Штатов Америки. Родоначальники баскетбола американцы достаточно долго в мире не знали себе равных. Однако в конце 40-х годов XX столетия на мировой арене стала восходить звезда сборной СССР. Наша команда стремительно набирала обороты и вскоре стала сильнейшей на Европейском континенте.

Сборная СССР 1972 года, Сидя: (слева направо) Модестас Паулаускас (Модя), Михаил Коркия (Мишико), Зураб Саканделидзе, Иван Едешко, Сергей Белов, стоя: Алжан Жармухамедов, Геннадий Вольнов, Анатолий Поливода, Сергей Коваленко, Александр Белов, Иван Дворный и Александр Болошев.


На четырех олимпиадах подряд (с 1952 по 1964 гг.) сборная Советского Союза по баскетболу завоевывала серебро, уступая лишь американцам. В 1959 году на ЧМ в Чили, наша сборная обыграла всех, включая американцев и фактически, заняла первое место, но победителем мирового первенства так и не стала. Команду дисквалифицировали за отказ от матча со сборной Тайваня по политическим мотивам.

Отношения СССР и КНР носили дружеский характер, и партийное руководство запретило нашим спортсменам выходить на матч против отсепарировавшегося от Китая острова. В 1963 году на чемпионате мира в Бразилии, сборная СССР заняла третье место, при этом победив американцев — 75:74. А в 1967 году в Монтевидео (Уругвай), советские баскетболисты впервые в своей истории стали чемпионами мира. Правда, сборной США наши тогда проиграли — 58:59.

Долгие годы тренировал нашу команду Александр Яковлевич Гомельский - человек-легенда отечественного баскетбола, подопечные его уважительно называли «папа». Он фактически выстроил этот замечательный вид спорта с ноля. После того, как Советская команда заняла третьи места сначала на Олимпиаде 1968 года в Мехико, а затем на чемпионате мира-1970 в Югославии, Гомельского сняли с поста главного тренера за неудовлетворительные результаты.

Заслуженный тренер СССР, Александр Яковлевич Гомельский ("папа")


Подготовку сборной СССР к Олимпиаде 1972 года в Мюнхене возложили на плечи его извечного соперника по первенству страны Владимира Петровича Кондрашина, которого в свою очередь, воспитанники нарекли «батюшка».
Оба тренера долгое время соревновались в чемпионате СССР, Гомельский тренировал московский «ЦСКА», Кондрашин - питерский «Спартак». При Кондрашине, игра сборной стала более разнообразной в тактических построениях.

Мастер спорта, заслуженный тренер сборной СССР, Владимир Петрович Кондрашин ("батюшка").


Атмосфера в команде нормализовалась, игроки после ряда прошлых неудач успокоились и сумели раскрепоститься. Путь к матчу мечты с американцами лежал через каждодневный, тяжелый, монотонный труд. Советский специалист попытался по новому, творчески подойти к тренировочному процессу, привнес ряд уникальных методик опережающих время, в т.ч. и собственного изобретения, основанных на более силовом, контактном баскетболе (по аналогии с заокеанским), кроме того, успешно воплощалась в жизнь инновация с большим количеством замен по ходу матча.

Также при Владимире Петровиче по-настоящему раскрылся и засверкал главный герой финала ОИ 1972 года в Мюнхене, Александр Белов. Одним словом, Кондрашину удалось вдохнуть вторую жизнь в Советскую баскетбольную сборную, команде было чем удивить своих потенциальных соперников. В отличие от режиссерской версии, первых успехов на международной арене, ведомая Кондрашиным сборная СССР, достигла уже в 1970 году в Турине (Италия), выиграв Универсиаду. Затем, завоевала золотые медали чемпионата Европы 1971 года в ФРГ, в финале обыграв сборную Югославии – 69:64.


Главный старт для нашей команды – Олимпийский турнир 1972 года проходил в Мюнхене в период с 27 августа по 9 сентября. На начальном этапе, команды-участницы были разбиты на две группы по 8 команд. Напрямую в полуфинал соревнований выходили команды, занявшие 1-2 места в своих группах. Наши, вышли в полуфинал с первого места в группе, одержав 7 побед в 7 матчах (были обыграны сборные Сенегала, Филиппин, Польши, ФРГ, Пуэрто-Рико, Югославии и Италии).

В параллельной группе, аналогичного результата из побед в каждом матче добились американцы. 7 сентября, в полуфинале Олимпийского турнира сборная СССР не без труда обыграла сборную Кубы, после первой 20-ти минутки команда с Острова Свободы даже вела с перевесом в одно очко, однако во второй половине матча наши ребята сумели склонить чашу весов в свою пользу, итоговый счет – 67:61. В другом полуфинале «звездно-полосатые» без особых проблем, на классе одержали верх над сборной Италии – 68-38.

Финал баскетбольного турнира Олимпийских игр в Мюнхене СССР – США. По тогдашним правилам, матч состоял из двух таймов по 20 минут, трехочковых в то время не существовало, а еще было запрещено забивать сверху. В последние 3 минуты игры обязательно было не менее чем за 10 секунд пересечь центральную линию, также не существовало правила «зоны». Кроме того, в случае нарушения правил, команда, получившая право на штрафные, могла от них отказаться и просто сохранить за собой владение мячом, это позволяло тянуть время в концовке матча.



Для удобства заокеанской телеаудитории, финальный матч начался поздно вечером 9 сентября 1972, в 23:50 по местному времени. На протяжении всей встречи сборная СССР владела преимуществом, нередко разрыв в счете доходил до 10 очков. Без преувеличения, феерил в этот вечер на паркете - 10-ка сборной Советского Союза, Сергей Белов, который набрал за матч 20 очков! Американцы были явно обескуражены и не ожидали такой прыти от наших баскетболистов. За 9 минут до конца матча преимущество сборной СССР вновь достигло 10 очков.

Опытный наставник сборной США Генри Айба дает установку – «соперника не щадить», и американцы начинают давить, играть агрессивно, осуществляя тотальный прессинг по всей площадке, и за минуту до конца, преимущество сборной СССР сократилось до одного очка, наши игроки устали, начали нервничать и ошибаться. За восемь секунд до финальной сирены сборная Советского Союза вела 49:48. Наши в атаке, мяч после розыгрыша партнёры по команде отпасовали Александру Белову, а тот в свою очередь, после серии финтов и неудачной попытки бросить из под кольца, отдает передачу назад и попадает под «блок-шот» американца Тома Макмиллана. Перехват американцев и нашим, чтобы спасти встречу пришлось фолить, «выручил» Зураб Саканделидзе, однако Жуглас Коллинз забил оба штрафных броска.



Счет на табло, впервые за весь матч, становится в пользу американцев - 49:50. В ту же секунду, тренер сборной СССР Владимир Кондрашин попросил тайм-аут, однако судьи этого не заметили (или сделали вид) и его в итоге не дали. Затем, после горячих споров с судейским столиком, тайм-аут нашим все же был предоставлен. Судья остановил встречу, играть оставалось всего три секунды. Во время паузы Кондрашин успокаивает ребят: «Чего вы волнуетесь? Времени-то вагон! Можно выиграть, а потом опять проиграть». И вместо Алжана Жармухамедова выпускает Ивана Едешко, вспоминая о том, что он обладает филигранной техникой паса, отработанной при игре в гандбол. После перерыва мяч в игру ввел вышедший на замену Едешко, он отпасовал на Паулаускаса, а тот в свою очередь отдал пас на Александра Белова, который находился под щитом, но не попал.

И в этот момент прозвучала финальная сирена, радостные американцы высыпали на площадку и принялись неистово праздновать свою победу. Как выяснилось впоследствии, рано радовались… Ошибся секундомерист. По одной из версий, секундомер был запущен сразу после паса Ивана Едешко, а по правилам баскетбола, время после ввода мяча в игру запускается тогда, когда мяч коснулся одного из игроков, находящихся в поле, согласно другой версии: он перепутал кнопки (на секундомере значилось 50 секунд) и финальная сирена прозвучала только для того, чтобы остановив встречу, выставить правильное время на секундомере.



Интересный факт, этого недотепу, который потерялся во времени звали Йозеф Блаттер, тот самый старина Зепп, коий спустя 25 лет займет пост президента FIFA. Снова начались препирательства, теперь уже с участием представителей обеих команд. Страсти бушевали нешуточные, американцы отказывались выходить и доигрывать матч, считая себя победителями по праву.

Призвал их к порядку генеральный секретарь международной федерации баскетбола, доктор Уильям Джонс, который потребовал соблюдать правила баскетбола. И тренер «звёздно-полосатых» Генри Айба в итоге сумел уговорить своих подопечных продолжить матч, в т.ч. и словами о том, что осталась простая формальность – 3 секунды, победа так и так у нас в кармане.

Вильям Джонс


В конце концов, судьям удалось навести порядок на площадке, очистить её от болельщиков и возобновить игру. Арбитр встречи вручил мяч Ивану Едешко, перед ним, как скала с поднятыми руками вырос 13 номер сборной США, высоченный Том Макмиллен. Однако потом, после жеста судьи символизирующего стену (а на самом деле, арбитр имел в виду то, что нельзя заносить руки за линию площадки, изобразив, таким образом, границу), американец отошел в сторону, восприняв это как судейское замечание и освободил, тем самым, пространство нашему игроку.

Недолго думая, разыгрывающий защитник сборной СССР через всю площадку отправляет «самонаводящуюся» передачу под кольцо на Александра Белова, которого в тот момент держали двое американцев, Джеймс Форбс и Кевин Джойс. Вот как описывает сам Белов этот судьбоносный момент матча: «Американцев было двое. Десятый номер чуть ближе к центру, чем я, четырнадцатый — между лицевой и мною, ближе ко мне. Я показал обманное движение, потом резко повернулся и рванул к щиту. Пас был великолепный. И оказался под щитом совсем один. Я даже обернулся: никого нет. И я очень аккуратно правой рукой бросил мяч».



Точно. И всё, звучит сирена об окончании матча. ПОБЕДА, громко восклицает в микрофон наш комментатор Ирина Еремина! И в тоже мгновенье, не помня себя от радости, игроки сборной СССР устраивают под своим кольцом кучу малу. После матча американцы подали протест. Всю ночь пока шло разбирательство, наши игроки находились в напряжении. В итоге, протест был отклонен: тремя голосами «против», двумя «за».

Любопытно, что один из судей, который принимал решение, был по национальности Венгр. Его родители погибли в 1956 году, когда в Будапешт вошли советские танки, и, тем не менее, голос этого арбитра оказался в числе тех, кто выступил за то, чтобы сохранить победный результат за сборной СССР.



К слову, американцы до сих пор считают себя победителями, мало того, что они отказались получать серебряные медали, да еще и потомкам завещали ни в коем случае этого не делать. Однако, вместе с тем, все же признали, что Белова следовало держать плотнее.


Tags: Олимпиада, баскетбол, история, кино, спорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 190 tokens
Пусть тогда папа римский объяснит нам следующий текст из Библии: "Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них" (Библия, Левит 20:13) Вот почему я, знаю об этом, он - Папа римский - НЕТ? А как же слова Апостола Павла…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments