Об этом сообщил экс-главком ВКС России, глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Бондарев.
Работы по созданию новой ракеты начались в начале 1990-х годов. В начале 2013 года создание было завершено, а в конце июня 2013 года прошли испытания.
Судя по обнародованной ранее информации, "Скиф" — это баллистическая межконтинентальная ракета морского базирования, которая способна находиться в режиме ожидания на морском и океанском дне или, например, на дне озера Байкал, чтобы в нужный момент по команде выстреливать и поражать наземные и морские объекты.
И это вам не бункер - ни выявить, ни уничтожить.
Массогабаритный макет ракеты. 2012 г.
Основной технической проблемой было, несомненно, создать платформу для ракеты. То есть транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета могла бы находиться продолжительное время. Как минимум десятилетие или больше. Находиться в агрессивной морской среде, которая способна «пожирать» металл. Существовала и еще одна серьезная проблема. Контейнер с ракетой все это время должен находиться в работоспособном дежурном состоянии без какого бы то ни было технического обслуживания. И это означает, что ЦКБ «Рубин» проделал громадную работу по существенному повышению надежности всех систем подводного комплекса.
В испытаниях «Скифа» принимала участие дизель-электрическая специализированная подводная лодка «Саров», приписанная к Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) ВМФ. Именно она, по сообщениям экспертов, доставляла контейнер с МБР к «месту службы». Пуск изделия вероятней всего производится через специальную пусковую установку оригинальной конструкции, размещенную в носовой части опытовой ПЛ "Саров".
Судя по требованиям, предъявляемым к глубоководности «Скифа», в операции спуска контейнера на дно принимал участие «Лошарик». Это неофициальное название глубоководного атомного аппарата АС-12, способного опускаться на 6000 метров. И это тоже лодка ГУГИ, управления, которое проводит по большей части секретные исследования и эксперименты.
Задача скрытности нахождения на боевом дежурстве ракеты «Скиф» решается довольно просто. Лодка-носитель подходит под водой к заданной точке и сбрасывает контейнер. Никаких монтажных работ не требуется, поскольку контейнер просто ложится на дно. При получении команды на пуск за счет частичной продувки контейнер приобретает качество игрушки-неваляшки, то есть занимает вертикальное положение. После чего продувка продолжается, и контейнер начинает всплывать. Существует мнение, что выброс ракеты из контейнера при помощи твердотопливного ускорителя происходит на глубине в 50 метров. То есть, как это происходит и на подводных лодках.
В чем еще заключаются достоинства ракеты донного базирования? В дешевизне. То есть эксплуатация «Скифа», после постановки его на боевое дежурство, абсолютно бесплатна. И в этом смысле данный тип оружия сдерживания принципиально отличается от стратегических подводных ракетоносцев, вооруженных примерно такими же межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерной боевой частью.
Ракета способна находиться в режиме ожидания на морском и океанском дне, чтобы в нужный момент по команде переходить в активное состояние, производить автоматический пуск и поражать наземные либо морские объекты. Закладка таких ракет в нескольких участках дна позволит в нужный момент поразить стратегические цели противника без привлечения подводных лодок.
«Скифы» можно ставить на дежурство на том же арктическом шельфе. В связи с чем время подлета МБР к американскому материку существенно сократится. Это важный фактор сдерживания противника от необдуманных решений.
Дело в том, что существует вполне реальная возможность выхода США из Договора по ракетам средней и меньшей дальности. В этом случае США могут разместить ракеты в Европе, чем существенно сократится время подлета ядерных ракет к европейской части России.
Благодаря разворачиванию «Скифов», симметрично сократится и время их подлета к территории США. Впрочем, это не единственный вариант ответа на вероятный выход США из договора РСМД. Планируется также размещение в Арктике компактных, но вполне мощных ракет «Курьер».
Journal information