Стратегический ракетоносец Ту-160 – сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла является лучшим в мире стратегическим бомбардировщиком. У него самая большая полезная нагрузка, самая высокая скорость, ему нет равных по предельной высоте полета, по боевому радиусу, по энерговооруженности. Под него и ракетки достойные изобрели Х-101 (Х-102 в исполнении с термоядерной боеголовкой), с дальностью в 5500 км, боезарядом 400 кт и максимальным отклонением от цели в 10 м, которые успешно прошли испытания в Сирии.
Боевая эффективность новой строящейся модернизированной версии машины, по утверждению заместителя министра обороны Юрия Борисова, повыситься в 2,5 раза по сравнению с Ту-160. И Западу за лучшее со стаей таких "Лебедей" мирно дружить.
Один такой "Лебедь", еще советского производства, ушел от НАТОвских истребителей, что те не смогли его догнать. А этот модернизированный "Лебедь" будет еще лучше.
Ту-160 чемпион практически по все параметрам, характеризующим самолеты дальней бомбардировочной авиации. Да, он уступает по незаметности американскому В-2 Spirit, изготовленный по стелс-технологии. Однако это (единственное!) преимущество было достигнуто за счет чрезвычайной дороговизны. Ту-160 стоит 250 млн. долларов, В-2 – 2 млрд.
Да, конечно, производство такого уникального самолета дело не простое. Представьте - элементы жесткости крыла фрезеровались (не уверен, что именно фрезеровка, но не суть) изделия 70 специалистами экстра-класса в много смен из цельных болванок титана. Задумайтесь, много смен, невероятной длины заготовка, и не дай Бог косяк на любом участке - труд многих смен насмарку.
Всего было выпущено 35 Ту-160 – 27 серийных и 8 прототипов, большая часть после распада Союза осталось на территории Украины.
10 машин распилила по указке американцев Украина (еще один самолет отправили в музей). Построили пилотов перед их Ту-160 и на их глазах пилили самолеты резаками. Тогда американцы начали пилить самолеты начиная с самых новых, видно боялись, что что-то сорвется и им не дадут ломать технику.
В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов
Однако часть из них в счет оплаты долгов за газ была передана в Россию, часть распилена в присутствии наблюдателей из США.
Но часть самолетов удалось спасти - 8 украинских Ту-160 в 2001 году удалось выкупить в счёт погашения долгов за газ...
В настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 16. В середине нулевых годов началась их последовательная модернизация с целью замены авионики на более современную. Также серьезные доработки проводятся на двигателях – повышается их мощность, надежность и межремонтный срок.
А вот теперь и производство возобновили, новой модернизированной версии.
Сейчас построят из еще советских заготовок корпуса 3 новых самолета, а затем, практически завтра, приступят уже к полному циклу производства этих "Лебедей".
П.С.
Справка.
У ТУ-160 (не модернизированного), скорость 2220 км/ч, у F-16 2150км/ч (у французских Рафаэлей едва до 2000 км/ч дотягивает). При этом "американца" максимальной скорость выходит на высоте 12 км (затем с высотой скорость заметно падает), форсаж около 30-40 минут. А у "русского" максимальная скорость на большой высоте - около 18 км, да и на форсаже несравненно дольше штатовского самолета может лететь.
Кстати, кто не знал, есть интересная модификация этого самолета - Ту-160П. Это модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения, который мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.
Journal information