Червонец Андрюха (chervonec_001) wrote,
Червонец Андрюха
chervonec_001

Categories:

О перспективах модернизации "Белого Лебедя" Ту-160 в Ту-160М2

Интересная статья от mir_mag в о перспективах модернизации "Белого Лебедя" Ту-160 в Ту-160М2



Нет. Это не о том, что вы подумали. Давайте порассуждаем на тему воссоздания Ту-160 в ипостаси Ту-160М2.
В какой то мере Ту-160 один из современных символов как СССР, в котором родился этот самолет, так и нынешней России, которая этот самолет сохранила, эксплуатирует и, как написал выше, собирается производить его вновь.

1.Начнем с одного интересного тезиса.

Тезис заключается в том, что Россия за 20 с хвостиком лет потеряла время в военном самолетостроении и вынуждена возвращаться к наследию СССР в области вооружений. При первом рассмотрении тезис бесспорный. Но именно лишь в первом рассмотрении.


На самом деле в этой области после распада СССР застой наблюдался у всех производителей военных бортов.
Запас конструкторской мысли и количества позволил особо не беспокоиться о воспроизводстве новой техники никому - ни Пентагону, ни военным ведомствам других стран.

Принципиально новых боевых самолетов за время после середины 90-х создано совсем немного. Ф-35 вряд ли можно считать достижением. По большим ударным самолетам картина была еще хлеще. США и СССР. Всё - других нет. Поэтому считать проблему временнОго разрыва как откат назад, можно весьма с натяжкой. Не было нужды по большому счету. Стояли несколько другие задачи у всех.

Последние пара лет актуализировала эти вопросы. И выяснилось, что не #всёпропало. Что Россия жива и умеет делать самолеты. Начали с "маленьких" . Пришло время "больших". Большие - это ПАК ТА и ПАК ДА.


2. Немного в стороне оставим ПАК ТА. Остановимся на комплексе для Дальней Авиации.

Анонсировано создание как обновленного Ту-160, так и ПАК ДА. (Перспективный авиакомплекс дальней авиации.) Где логика в двух машинах? А логика самая прямая.

Цикл воссоздания ранее производившегося и цикл создания нового самолета все-таки отличаются во времени.
а) Ту-160 просто может решить насущные проблемы обороноспособности страны раньше ПАК ДА . Это только один из факторов.
б) ПАК ДА это дозвуковая платформа различных ракетных комплексов, способная находится в воздухе длительное время. Эдакий новый Ту-95 с новейшими ракетами с большими радиусами . Ту-160 это сверхзвуковой гигант. Соответственно расширяется палитра возможностей данной пары самолетов.
в) Ту-160 обеспечивает эволюционность технологий для производства ПАК ДА.

3. При всем при том Ту-160- это советский самолет.
И за 25 лет законы аэродинамики остались прежними . Что поменялось качественно ?

Качественно поменялись три важнейшие вещи .
- Материалы. В частности для планеров нашли применение композиты. В двигателестроении - жаропрочные и жаростойкие материалы.
- Электроника. Парадокс в том, что меняя каждые 5 лет домашний компьютер, мы не задаемся вопросом, а как там у военных?
У военных прорыв на этом поприще. Российский КРЭТ - флагман. Антенны, системы позиционирования , системы РЭБ - это просто другой порядок реальности по сравнению с временами Союза.
- Системы проектирования. Применение вычислительных мощностей и новых алгоритмов само по себе фактор влияющий на итоговые характеристики летательных аппаратов. Будь то прочностные расчеты, будь это аэродинамика, Будь проектирование двигателей.

В итоге.

4. Что мы имеем в результате появления нового Ту-160М2?

А имеем мы следующее

- Системы вооружения.
Не заглядывая в справочники копаюсь в памяти. Ту-160 самый большой ракетоносец в мире. 2 огромных отсека для вооружения .



Сейчас в рамках Сирийской операции применен новый комплекс х-101 (102). Как и любое боевое применение новых систем, оно выявляет недостатки, которые устраняются в процессе дальнейших доработок. Соответственно на ПАК ДА будет возможность ставить апробированные системы.
При этом на новых Ту-160 планируются новые (гиперзвуковые?) ракеты. Одним словом, сам ракетный комплекс далеко уже не советский.



- Применяемые материалы в планере . Прежде всего композиты.
Элементы планера, крыла, управления - будет широкое применение. Что приятно, что КАПО-Композит уже дает первую продукцию для гражданского МС-21. На Ту-160 будут элементы. А на ПАК ДА широкое применение .
В итоге это приводит к значительному улучшению характеристик дальности, грузоподъемности и радионезаметности.

- Электроника от КРЭТ.
Ту-160 по сути не имеет ограничений по грузоподъемности и объемам для электроники нового поколения. В итоге будет не просто сверхзвуковой бомбардировщик. Будет одновременно и комплекс РЭБ, и элемент боевого управления, встроенный в сетецентрическую систему. Эдакий ретранслятор - командный пункт. Во времена СССР, как пример, полки дальней авиации имели 2 эскадрильи ракетоносцев и одну отдельную эскадрилью РЭБ, которая НЕ несла вооружения, а обеспечивала радио-электронное подавление средств ПВО противника. Как говорится, почувствуйте разницу. Это, на самом деле, принципиальное отличие от прежнего "Белого Лебедя."

- Двигатели.
Здесь есть тонкости. Планируется прежний проверенный НК-32, который производится в Самаре. Не спешите кричать - "фсёпропало!".




Двигатели больших тяг для сверхзвуковых скоростей - это реально сложное изделие .
Применительно к этому двигателю первые серии имели ресурс до ремонта 50 часов, да и то не все выхаживали.
Если углубиться в инженерные дебри, то сложно обеспечить устойчивость от вибрации вала длиной 7 метров и диаметром 10 сантиметров. А это для данной конструкции характерная особенность (двигатель трехвальный). Поэтому отработанный двигатель разумное решение.

Плюс данный двигатель вполне реально устанавливать на Ту-22МЗ вместо НК-25. Тем самым решается вопрос ресурсов еще на один самолет Дальней авиации. Поэтому низкий поклон всем , кто проектировал и создавал это чудо инженерии. Какой двигатель будет на ПАК ДА. Пишут опять же о НК-32. Хотя если речь идет о дозвуковом самолете, то вполне себе допускаю двигатель на основе газогенератора ПД-14.

5. Производственная база для Ту-160М2

Казанский авиазавод имени Горбунова. Реально или нет там начать производить новый самолет?
Заключен контракт на модернизацию Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова

  • «В ходе техперевооружения предстоит обновить порядка 40% оборудования цехов основных производств: агрегатно-сборочного, заготовительно-штамповочного и других, необходимо строительство ангаров на аэродроме.

  • В истории завода сравнимые по масштабу инвестиции делались несколько десятков лет назад, в советское время. В результате модернизации мы получим, по сути, новый завод»

  • «Ту-160М2 — это самый сложный проект с точки зрения задействованных технологий, кооперации, интеллектуальных ресурсов за всю постсоветскую историю российского авиапрома»

http://www.sdelanounas.ru/blogs/75125/#cut

В итоге имеем удобная площадка для производства ПАК ДА, включая оснастку, кадры и технологические цепочки.



6. В итоге Ту-160 М2 обладает боевой эффективностью в 2.5 раза выше прежнего Ту-160.
(по словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова)

Опять же поясню. Боевая эффективность - это измеряемый показатель, который зависит от многих факторов. На пальцах - для выполнения боевой задачи было необходимо 5 Ту-160. Станет достаточно 2 Ту-160М2. Здесь важно и количество вооружения, и вероятность прорыва ПВО, и т.д. и т.п.

При этом Ту-160М2, опираясь на достижения СССР, наполняет их новыми возможностями и одновременно служит полигоном новых технологий для будущего ПАК ДА.

В этом смысле Ту-160 - это не назад в СССР. Это мост от СССР через современность к России будущего.

Как то так.




Tags: авиация, вооружение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 190 tokens
Светлана Тихановская выпустила видео, где выразила благодарность организаторам майдана в Киеве "Сожалею, что не могу лично присутствовать с вами на киевском форуме безопасности в Киеве. Я выражаю благодарность премьер-министру Арсению Яценюку и его команде за то, что они пригласили…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments