Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
chervonec_001

Константин Паустовский. Сказ о Рижском гетто и совести человеческой

«Сила человеческой совести все же так велика, что никогда нельзя окончательно терять в нее веру.»

Это — отрывок из книги К.Паустовского «Начало неведомого века»

«Недавно знакомый писатель рассказал мне удивительную историю. Писатель этот вырос в Латвии и хорошо говорит по-латышски.

Вскоре после войны он ехал из Риги на Взморье на электричке. Против него в вагоне сидел старый, мрачный латыш. Не знаю, с чего начался их разговор, во время которого старик рассказал одну историю.

– Вот слушайте, – сказал старик. – Я живу на окраине Риги. Перед войной рядом с моим домом поселился какой-то человек. Он был очень плохой человек. Я бы даже сказал, он был бесчестный и злой человек. Он занимался спекуляцией. Вы сами знаете, что у таких людей нет ни сердца, ни чести. Некоторые говорят, что спекуляция – это просто обогащение. Но на чем? На – человеческом горе, на слезах детей и реже всего – на нашей жадности.

Он спекулировал вместе со своей женой. Да… И вот немцы заняли Ригу и согнали всех евреев в гетто, с тем чтобы часть убить, а часть просто уморить с голоду.



Всё гетто было оцеплено и выйти оттуда не могла даже кошка. Кто приближался на пятьдесят шагов к часовым, того убивали на месте. Евреи, особенно дети, умирали сотнями каждый день, и вот тогда у моего соседа появилась удачная мысль – нагрузить фуру картошкой, «дать в руку» немецкому часовому, проехать в гетто и там обменять картошку на драгоценности. Их, говорили, много еще осталось на руках у запертых в гетто евреев.

Так он и сделал.
Перед отъездом он встретил меня на улице, и вы только послушайте, что он сказал.
«Я буду, – сказал он, – менять картошку только тем женщинам, у которых есть дети».
– Почему? – спросил я.
– А потому, что они ради детей готовы на всё и я на этом заработаю втрое больше.
Я промолчал, но мне это тоже недешево обошлось. Видите? Латыш вынул изо рта потухшую трубку и показал на свои зубы. Нескольких зубов не хватало.
– Я промолчал, но так сжал зубами свою трубку, что сломал и её и два своих зуба.

Говорят, что кровь бросается в голову. Не знаю. Мне кровь бросилась не в голову, а в руки, в кулаки. Они стали такие тяжелые, будто их налили железом. И, если бы он тотчас же не ушел, то я, может быть, убил бы его одним ударом. Он, кажется, догадался об этом, потому что отскочил от меня и оскалился, как хорек…

Но, это не важно. Ночью он нагрузил свою фуру мешками с картошкой и поехал в Ригу в гетто. Часовой остановил его, но, вы знаете, дурные люди понимают друг друга с одного взгляда. Он дал часовому взятку, и тот сказал ему:
«Ты глупец. Проезжай, но у них ничего не осталось, кроме пустых животов. И ты уедешь обратно со своей гнилой картошкой. Могу идти на пари».



В гетто он заехал во двор большого дома. Женщины и дети окружили его фуру с картошкой. Они молча смотрели, как он развязывает первый мешок. Одна женщина стояла с мертвым мальчиком на руках и протягивала на ладони разбитые золотые часы.
«Сумасшедшая! – вдруг закричал этот человек. – Зачем тебе картошка, когда он у тебя уже мертвый. Отойди!»

Он сам рассказывал потом, что не знает – как это с ним тогда случилось. Он стиснул зубы, начал рвать завязки у мешков и высыпать картошку на землю.
«Скорей! – закричал он женщинам. – Давайте детей.
Я вывезу их. Но только пусть не шевелятся и молчат. Скорей!»

Матери, торопясь, начали прятать испуганных детей в мешки, а он крепко завязывал их. Вы понимаете, у женщин не было времени, чтобы даже поцеловать детей.
А они ведь знали, что больше их не увидят.

Он нагрузил полную фуру мешками с детьми, по сторонам оставил несколько мешков с картошкой и поехал.
Женщины целовали грязные колеса его фуры, а он ехал, не оглядываясь. Он во весь голос понукал лошадей, боялся, что кто-нибудь из детей заплачет и выдаст всех.
Но дети молчали.

Знакомый часовой заметил его издали и крикнул:
«Ну что? Я же тебе говорил, что ты глупец. Выкатывайся со своей вонючей картошкой, пока не пришел лейтенант».
Он проехал мимо часового, ругая последними словами этих нищих евреев и их проклятых детей.

Он не заезжал домой, а прямо поехал по глухим проселочным дорогам в леса за Тукумсом, где стояли наши партизаны, сдал им детей и партизаны спрятали их в безопасное место.

Жене он сказал, что немцы отобрали у него картошку и продержали под арестом двое суток. Когда окончилась война, он развелся с женой и уехал из Риги.

Старый латыш помолчал.
– Теперь я думаю, – сказал он и впервые улыбнулся, – что было бы плохо, если бы я не сдержался и убил бы его кулаком»

Тынц


П.С.
Я не думаю, что это выдумка.

Пример Оскара Шиндлера о многом говорит.
Человек, который сперва собирался зарабатывать на евреях, потом занялся их спасением.
Позже евреи, спасённые Шиндлером от гибели во время Второй мировой войны, стали известны как «евреи Шиндлера». Количество спасённых именно Шиндлером оценивается приблизительно в 1200 человек (800 мужчин, 300 женщин и 100 детей).


Метки: ,

Последние записи в журнале


промо chervonec_001 01:05, Суббота 412
Разместить за 280 жетонов
Британская студентка шокировала историка, оправдав коммунизм В эфире BBC британская студентка Фиона Лали заявила, что вмешательство западных стран помешало СССР построить коммунизм, и отметила достоинства плановой экономики, сообщает Daily Mail. Такие комментарии вызвали обеспокоенность у…

  • 1
До слез. Не ожидала от Паустовского. Надо почитать.

Чистая выдумка и не очень умная. Тут все фальшиво:
1. Латыш, безумно любящий евреев (три раза "ха"!).
2. Немецкий часовой (один? где остальные?), который забыл, что он немец (орднунг!) и как последний румын повелся на взятку. И свободно говорит (на каком языке?) со спекулянтом.
3. Еврейские женщины с золотыми часами (где они их хранили-то?).
4. Грузовик, который свободно разъезжает по территории лагеря, и никто его из немцев не видит. Подъезжает к баракам, разгружается (кстати, а кто мешки разгрузил?). А тут же женщины с мертвыми мальчиками, у которых в руках золотые часы.
5. Никто из немцев не замечает, как спекулянт вытаскивает мешки, высыпает их, засовывает туда детей. Это не пять секунд. Там должна толпа собраться, но немцев толпы у грузовика не привлекают.
6. Выезд грузовика с режимного объекта без досмотра. У немцев! Да ну!


1. Да, особенно латыши. Но возможно.
2. На посту, но под крышей?
3. Я не спец, но гетто это вроде не отдельный концлагерь, а территория города огороженная. Скорей всего квартал, где в основном и жили евреи.
4. Там не бараки и не концлагерь. Там жили сами по себе. И вымирали.
"В гетто он заехал во двор большого дома."
5. Почему нет? Предоставлены сами себе
6. Возможно. но невозможно

В своих выкладках вы совершенно не учли, что речь шла о гетто. Это часть города, где все выходы перекрыты и охраняются, внутри гетто никакого контроля нет. А вот что немец на выезде не устроил шмон, это точно легенда.

Рижанин.
Привет всем, извините за неграмотност, я латиш и мне трудно писат на руском.
Статя не правидвая, в Риге небило никакова гето, и фото ето не из Риги а из Полши. Ето не знацит, цто нацисти не убивали евреэв и осталних в Латвии но иммено ето статя неправдива.

Русский язык вы знаете лучше собственной истории

1 июля 1941 года войска Третьего рейха вступили в Ригу и почти сразу начались массовые убийства рижских евреев. 4 июля членами команды Арайса и латышской вспомогательной полиции было сожженно здание Большой хоральной синагоги и несколько других синагог. Массовые расстрелы проводились в Бикерниекском лесу, а также в некоторых других окрестностях Риги. До октября было убито 6378 рижских евреев.
Гетто было создано по приказу рейхскомиссара Остланда Г. Лозе 21 октября 1941 года на окраине города в Московском форштате, между войнами — русско-еврейском квартале Риги. Его границы: улица Маскавас — улица Ерсикас — улица Еврейская (Эбрею) — улица Ликснас — улица Лаувас — улица Лиела Кална — улица Католю — улица Екабпилс — улица Лачплеша. В Рижское гетто, огороженное колючей проволокой (в нескольких местах её было несколько рядов), переселяли еврейское население и из так называемого традиционного еврейского квартала (территория Риги вокруг улицы Школьной (Сколас) (место, где в данный момент находится рижская еврейская община, который включал в себя улицы Базницас, Стрелниеку, Алберта и ещё несколько.
К 25 октября было закончено принудительное перемещение евреев Риги в пределы гетто, и ворота закрылись. Согласно картотеке узников гетто, на 20 ноября в нём содержались 29602 человека, в их числе 5652 детей до 14-ти лет. Первоначально было огорожено колючей проволокой, затем — шестиметровым забором. Юденрат возглавлял адвокат М. Эльяшев.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рижское_гетто

Сборщик податей? Бросил деньги на дорогу?

Скепсис по поводу рассказанной истории понятен и естественен.
Но это скепсис заземленной обыденности. А рассказ повествует о том, что выходит за рамки обыденности.
Скепсис обыденности не может опровергнуть чуда.

- Левий Матфей… Я с ним разговорился… Первоначально он отнесся ко мне неприязненно…
Однако послушав меня, он стал смягчаться, наконец, бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мной…
- О, город Ершалаим! Чего только не услышишь… Сборщик податей, вы слышите, бросил деньги на дорогу!
- А он сказал, что деньги ему отныне стали ненавистны…

История полностью выдуманная и совершенно нереальная.
Во время ВОВ был известный эпизод, как партизаны выводили евреев из оккупированной немцами территории через линию фронта в тыл.
На эту тему снят док. фильм с участниками тех событий, с евреями, которые тогда были детьми, а на момент снятия фильма уже глубокими стариками.
Сбежать из гетто проблемы особой не было. Проблема была в том, куда идти дальше. Кроме того в гетто был строгий учет. Побег был бы тут же выявлен, и за одного сбежавшего было бы расстреляно много других людей.
Подростки постоянно шастали туда-сюда, но всегда вовремя возвращались, чтобы не расстреляли их семьи.
В общем вне гетто оказалось, не помню почему, очень много евреев. Они прятались в лесах. Местное население было в этой глуши малочисленное, оно их физически не могло прокормить, еще и угроза им самим. евреев гнали все глубже в леса. А там партизаны. Мобильные многочисленные, но малочисленные группы партизан тоже не могли их накормить и обустроить их быт. В общем в этом районе партизанское движение оказалось парализовано. Эта проблема озаботила даже Москву, все планы к херам пошли. Что делать? Вот и решили уводить их через фронт в тыл. Изначально было понятно, что если кто и дойдет, то их будет совсем мало. Большинство погибнет по дороге. А что делать?
Евреев повели добровольцы из партизан. Кто ослабевал в дороге, тех бросали умирать. Это только в фильмах возятся с ранеными и больными.
В принципе этот переход был задуман в первую очередь для того, чтобы увести евреев из партизанской зоны. А подвиг заключался в том. что не смотря ни на что, вопреки всему, евреев дошло больше, чем кто-то мог предположить. Это была чуть ли не войсковая операция с обеспечением прохода через линию фронта. Участникам дали Героев.
А то, что кто-то привез еврейских детей партизанам и те организовали в лесу интернат, да еще и мужика этого отпустили - чё смеяться то.
Да и сами евреи не дали бы вывезти одного ребенка сегодня, чтобы завтра за него расстреляли десять других детей.

Не дали героя
Фамилию забыл
Вроде Климов
К герою представили но самолет, который вез награждение сбили
А потом забылось
Как то так

" Начало неведомого века " - роман, фактически автобиографический, и там этого нет. Там описана революция в Малороссии глазами юного писателя.А про еврея - цирюльника из Одессы, который опасной бритвой перерезал горло эсэсовцу, который перед тем, как прийти побрится к нему, прямо на глазах его влил в еврейского малыша стакан водки, от которого он умер, таки есть! Тот еврей это рассказал Героям подполья, когда пришел к ним после казни эсэсовца. А латыши между прочим, всех своих евреев ограбили и перебили еще до прихода к ним фашистов. Помню, читал его в молодости, рассказ потряс своей антифашистской мощью!

А почему Рига когда средний текст на предупреждении - на украинском?

https://rg.ru/2017/06/19/reg-urfo/polozhenie-dolzhnikov-dovelo-vzyskatelia-do-slez.html

Да, замечательная история... И всё-таки к этому рассказу нельзя относится без известной доли скепсиса. Байка - хотя бы по стилю повествования. Да и Константин Паустовский - личность весьма неоднозначная, говорят.

Но вот совершенно реальная история на ту же тему, причём из нашей современной жизни:

Любопытный эксперимент провели челябинские приставы. Устав от обвинений в бездействии и бесконечных требований директора микрофинансовой организации взыскать долги с нескольких клиентов, они взяли бизнесмена в рейд, чтобы показать свою работу изнутри.

Дело происходило в городе Коркино. Первый визит представители контролирующего органа нанесли 26-летнему Николаю. "Его долг составляет 67 тысяч рублей. Исполнительное производство ведется с ноября 2016 года", - сообщили в пресс-службе регионального управления ФССП.

Молодой человек официально нигде не работает, ценного имущества не имеет. Во время рейда дома был старенький дедушка и трое детей. Они сказали, что Николай работает пастухом и вернется только затемно.

"Пока пристав общалась с жителями дома, взыскатель обескураженно осматривался - в комнате не было ничего, что могло бы представлять ценность. Составляя акт об отсутствии имущества, подлежащего описи и аресту, пристав заметила на глазах руководителя кредитной организации слезы. Выйдя из дома и незаметно вытирая глаза, мужчина смутился и сказал: "соринка попала", - рассказывают приставы.

История повторилась во время второго визита - на сей раз к 30-летней женщине, которая задолжала организации 37 тысяч рублей. Она также не трудоустроена, не имеет имущества.

Дома у должницы приставов встретили молодой парень и двое детей - по его словам, племянников. На вопрос взыскателя, как живете, дети искренно сообщили, что живут хорошо. Правда, рассказали они, раньше жили лучше - была собака, а теперь ее продали, потому что кормить нечем.

Как и в первом случае, приставы составили акт об отсутствии имущества, подлежащего аресту.

"Директор микрофинансовой организации признался: не ожидал, что причина задолженности не в халатности, а в непростых жизненных обстоятельствах заемщиков. Он сказал, что лично навестит еще нескольких клиентов, после чего решит вопрос об отзыве исполнительных листов", - резюмировали в пресс-службе УФССП области.
-----------------------

Вот так вот: даже мытаря проняло!

Кстати, на тему Шиндлера

Фильм - тоже всего лишь легенда.

Даже статья в Вике (!!!) говорит об этом.

Было не так розово. И евреи выжили не потому, что их спасал Оскар Шиндлер, руководствуясь гуманными соображениями. А потому, что просто оказались в числе работников Шиндлера. Причём большинство из них заплатило за это очень недёшево - этот момент в фильме тоже есть.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account