Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
chervonec_001

В авиации поспешай, не торопясь

В авиации, да и не только в ней, а в повседневной жизни, очень важно - уметь делать действия своевременно, и не торопливо. И при это не на уровне подсознания, а с понимаем того, что ты делаешь. Именно вовремя, именно правильно.



denokan в Поспешай, не торопясь

Я как то уже начинал писать на эту тему, и обязательно буду возвращаться к ней не раз, да и вообще думаю написать материал отдельный или добавить соответствующую главу в "Рекомендации по действиям в аварийных и нештатных ситуациях"

Но сегодня на пальцах.

Очень часто у молодых (и не очень) пилотов качество работы ассоциируется с ее скоростью. Мол, чем быстрее я все сделал, тем я больше молодец. Некоторые капитаны (и даже инструкторы!) поощряют быстроту работы ("чего ты копошишься, из-за тебя опоздаем сейчас... ай, давай я сам сделаю... упс") и даже сами этим грешат.

Уверен, все без исключения чувствовали на себе этот эффект давления времени - когда тебе хочется сделать все быстро, а твой коллега чего-то "тупит". А ситуация все сгущается и накаляется, и надо делать быстро. Например - FMC перепрограммировать на уход на запасной, а твой коллега забыл, с чего надо начать.

Чаще всего... Нет. В подавляющем числе случаев времени достаточно, чтобы никуда не торопиться. Но и рассусоливать не надо.

Однажды умный пилот сказал, а Марк Галлай за ним записал, что "работать быстро... значит, делать медленные движения без перерывов между ними". Мне так эти слова запали в душу в детстве, в котором я запоем читал великолепные книги Марка Лазаревича, что до сих пор использую это правило в своей работе. У меня у самого есть склонности "разгоняться", я знаю это, поэтому борюсь с "разгоном", используя этот совет.

И другие, которые напрашиваются:

1. Не суетись. Не делай беспорядочных и хаотичных движений руками в кабине, когда выполняешь процедуры. Все они подчинены логике и системе, и выполняются в определенном порядке. В таком же порядке их выполняешь и ты. Изо дня в день.

2. Мы не на спринте. Выполняя действие или последовательность дествий - ведешь рукой по кабине, касаешься выключателя, переключателя, рычага - и ОЦЕНИВАЕШЬ, надо ли тебе его двигать? Тот ли это рычаг, выключатель и переключатель, которые тебе нужен?

Потом делаешь действие.

3. Вынесу отдельным пунктом - ВСЕГДА оцениваешь и еще раз прикидываешь, тот ли это орган управления, который тебе нужен и все ли условия соблюдены, прежде чем выполнить какое-либо действие.

Примеров поспешных действий - миллион и маленькая тележка. Даже больше. Не все они закончились катастрофами и даже инцидентами, большинство из них исправлено сразу же, став уроком и назиданием торопыгам.

Но некоторые могут закончиться печально.

Например, на лайнерах прошлых поколений было несколько случаев уборки шасси на взлете. Один что-то там буркнул или сделал непонятный жест, другой (нацеленный на следующее действие - уборку шасси!) расценил это как намек и убрал шасси. Самолет, не имеющий защиты от преждевременной уборки колес, радостно бросается на брюхо и крошит винты.

Неправильный ввод данных в FMC тоже стал причиной нескольких невеселых ситуаций. То есть, каас

Очень часто происходят случаи выпуска шасси или механизации на скоростях, превышающих ограничение. Обычно это является следствием давления ситуации - пилоты "догоняют" профиль, торопятся, источают азарт "давай-давай", и либо один командует на выпуск, а другой, не проверив скорость, эту команду выполняет, либо, сначала выпускают, а потом, нацелившись на "гонку", догоняют и глиссаду и ограничение по скорости.

Сценариев много. И во всех случаях проблем и грустного вида перед начальством можно было бы избежать, просто выполнив три правла, написанные выше.

Я иногда шучу, что пилот В737 только тогда может считать себя состоявшимся, если он:

1. Выключил HYD SYSTEM B вместо ENGINE ANTI ICE (переключатели расположены на соседних рядах)

2. Нажал TOGA вместо отключения автомата тяги (кнопки находятся на РУДах близко, хотя они и по-разному расположены, но иногда люди путают действия "на автомате" - наше свойство человеческое)

А если он еще и махнул рычаг шасси ниже нейтрального положения, еще раз выпустив шасси, а потом тут же (машинально и на автомате) поставил его на уборку - то это просто мегасостоявшийся пилот.

Обычно в последнем случае экипаж привозит превышение по скорости уборки шасси.

Почему состоявшийся? Потому что теперь, имея три больших шишки, он, наконец, начинает понимать важность соблюдения трех вышенаписанных правил.

--==(о)==--


Самая большая беда - работать "на автомате". И будь ты трижды опытным, если ты делаешь действие неосознанно, без контроля со стороны мозга, машинально - ты можешь наломать дров.

Даже на 737, на котором рычаги уборки шасси и закрылков расположены на прилично удалении друг от друга, и для операций с котороми требуется не одинаковые физические действия, пилоты убирали закрылки вместо шасси.



На Ту-154, на котором рычаги рядом, и для операций с которыми требуется примерно одно и то же действие - протянуть руку, потянуть рычаг и переместить вверх - таких случаев очень много.



Лично знаком с двумя пилотами, которые, будучи молодыми, это делали. Благо, этот "косяк" эргономики известен давно, за молодыми присматривают тщательнее, чем за опытными - штурманы махом отсекали это действие и совали закрылки обратно, попутно огревая НЛ-10 стриженые затылки новичков.

Если же проворонить этот момент, то проблем можно огрести очень много - ведь шасси убираются сразу после взлета, когда самолет еще не набрал значительную скорость, на которой последствия резкого падения подъемной силы можно компенсировать достаточно безопасно.

При уборке закрылков на недостаточной скорости самолет стремится к земле, и если это стремление пытаться парировать взятием штурвала "на себя", можно выйти на критические углы атаки. И свалиться в непосредственной близости твердой земной поверхности.

Если самолет еще и тяжелый, то есть, масса близка к предельным, то все это в совокупности очень и очень критично.

НЕ ТОРОПИТЕСЬ!

Прежде, чем что-то выполнить - подумайте, оцените. Даже если Вам кажется, что времени мало.

Времени - много!


Летайте безопасно!

FLY SAFE NEW 250.jpg





Последние записи в журнале


Разместить за 210 жетонов
Диалог на форуме портала тут.бай Оппонент А: Жизнь в Киевской хрущёвке ничем не отличается от жизни в Минской на ул.Жудро. Уверяю вас. Оппонент Б: Не стоит меня уверять, я полгода назад неделю снимал в киевскую сталинку аккурат возле майдана. 1. Нет работы. Это первое. В Киеве еще не…

  • 1
Хорошая статья, читал ее у автора.
Поражает состояние интерьера кабины (крайний верхний снимок) в этих тушках, прямо сравнимо с интерьером автомобиля ЗАЗ, чисто эстетически такое р-место меня лично угнетает морально..

Насчет версии (которую у автора сейчас очень поддерживают) с ошибкой последовательности касания рычагов: "шасси - закрылки", вот на нижнем рис. хорошо видно: рычаг шасси ближе к правому креслу (не командира судна), а командиру ближе левый рычаг (закрылки), вот хотя бы с этой позиции не понятно, кто и как мог ошибиться.

кто и как мог ошибиться.

Все зависит от того, кто пилотировал. Если пилотирование было слева, то командир командовал, а второй пилот убирал шасси, механизацию и т.п. А если справа, то команды подавал второй пилот, а исполнял командир...

Трагедия с ансамблем

(Анонимно)
Как жалко замечательных ребят. Весь мир страдает от этой трагедии. В особенности родные и близкие. А они нам всем были близкими и прекрасными друзьями. Не надо летать на гробах. Самолёту было 33 года. А у главарей России тоже 33-ёх летней давности Тушки? Куда смотрел главнокомандующий всея Руси?

Re: Трагедия с ансамблем

насчет "гроба" говорить пока совсем не корректно, возможно и правда ошибка пилотирования (хотя и не верится в это).
да и сами 154-ые экспертами признаны как одни из самых надежных в мире в своем классе... там везде механика и дублируется трехкратно

Вот с версиями лучше не спешить. Надо терпеливо ждать и не подрываться на каждый фейк.
Поднятый черный ящик был с параметрической записью и никаких последних слов там в принципе быть не могло

речевой был. с хвоста -только сегодня подняли...

Рычаги в ряду, но не рядом. Автор вероятно всегда "на автомате" путает, если конечно имеет авто, переключатель света фар и поворотники, под рулём они в ряду, но не рядом.

Пост к катастрофе никакого отношения не имеет.

Я имею в виду лётчика.
Он просто написал нейтральный материал.
Да, с намёком, ибо действующий лётчик и совсем уйти от темы не мог.
Но то ли в силу личных заблуждений, то ли в силу опасений за свою профессию он не стал указывать на крайнюю маловероятность такого, а также на то, что всего ТУ-154 падали на взлёте в истории на раз-два.
И если какие-то проблемы на взлёте, то они проявляются сразу и самолёт толком не успевает взлететь, падает недалеко от взлётной полосы.

Re: Пост к катастрофе никакого отношения не имеет.

Но то ли в силу личных заблуждений, то ли в силу опасений за свою профессию...
------------------------------------------------------------
Ну ты то, конечно, никогда не заблуждаешься и главно - за профессию не боишься! Совесть эпохи? Соль Земли?

Любой самолет типа ту-154, по версии проф. Ю.Петрова, может разбиться из-за ошибок при проектировании его системы управления. Это его родимое пятно.
PS Не летайте на самолетах Ту: они смертельны, хотя только и при случайном совпадении нескольких внешних факторов.

Но есть и такое мнение :

"""""Пилоты, летавшие на Ту-154, также не исключают такой вариант, хотя отмечают, что его вероятность мала.
— У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Конечно, с точки зрения эргономики это неправильно. Они действительно находятся рядом, но перепутать их можно, наверное, только раз на миллион, если, к примеру, пилот очень уставший, — рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154. — Они имеют совершенно разную эргономику. Рукоятка уборки шасси — с шарообразным наконечником в виде колеса, а закрылки убирает трапециевидная рукоятка, которая нажимается двумя пальцами и имеет несколько положений."""""

И точно, на фотке, что приведена выше, у правого рычажка ясно видно колесико.И несколько положений у левого рычага. Т.е. на автомате сделать такое будет достаточно трудно.Банально "автоматы" разные, т.е. моторика движений.Опять де для убирания закрылок нужно сделать три нажатия на рычажок а для шасси только одно. Также шасси убирают уже при достижении высоты 15-20 метров и на минимальной скорости . Т.е. если бы в это время убрали закрылки то самолет бы и до моря не успел долететь.
Что denokan не знал этих особенностей? Вполне мог. Или специально "забыл" о них.

Edited at 2016-12-28 15:17 (UTC)

Что denokan не знал этих особенностей? Вполне мог. Или специально "забыл" о них.
------------------------------------------------------------------------
У Дениса приличный налет на Ту-154. Так что не гони волну, эксперд... Сам хоть статью дочитал до конца? Смысл понял?

Edited at 2016-12-28 18:14 (UTC)

По идее за семь минут самоль должен был набрать достаточное количество высоты, чтоб при "штурвале на себя" не плюхнуть хвостом об воду.
Я думаю если бы борт не начал так рано разворачиваться, то ошибку пилота удалось бы исправить.

ох ! мля! скока тут набежало авиаЫкспердов! и ведь разбираютЦЦо то ! во всем- от хохлов до андронного коллайдера и от геополитики до судьбы ареала обитания белых мишек на Шпицбергене ! учитывая что в большенстве это авторы авторитетных комментов , в данном блоге, на разные темы одни и те же, -складывается впечатление что на вас Андрюха работает целый НИИ РАН. + несколько рьяных поЦреотов из пивного ларька напротив этого НИИ.

Edited at 2016-12-29 08:01 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account